Премия Рунета-2020
Краснодар
+27°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
28 мая 2024 11:52

"Смальта останется на века": Краснодарский художник готов создать мозаичное панно на здании мэрии вместо незаконченного граффити

Художник Евса предложил украсить мозаикой здание администрации Краснодара
Авторы (2):
Антон СМЕРТИН
Это рисунок художник и предлагает закончить, но уже в другой технике

Это рисунок художник и предлагает закончить, но уже в другой технике

Фото: Анастасия СТЕПАНОВА. Перейти в Фотобанк КП

Мозаики в Краснодаре есть на зданиях университетов, спортивных учреждений, детских садов, на жилых домах и даже в пожарной части больницы скорой медицинской помощи.

- Сама столица Кубани чем-то похожа на мозаику, - отметил автор исторического подкаста «Смертин FM» на радио "Комсомольская правда" (91.0 FM в Краснодаре) Антон Смертин. - Ведь из отдельных ярких элементов получается одна большая картина. Наш город создается из разных традиций, культур и народов.

Но когда же этот вид монументального искусства стал популярен в Краснодаре? Считается, что одно из первых произведений в технике смальтовой мозаики появилось на здании Краснодарского цирка. Создавалось оно по проекту Александра Кудрявцева с 1965 по 1970 годы. В 1974-1978 годы шла работа над знаменитой мозаикой на Доме книги по эскизу Валентина Папко, которая со временем стала одним из символов Краснодара. Примерно тогда же – в 1975-1978 годах – было создано не менее известное панно на здании Кубанского госуниверситета. Автором эскиза был Анатолий Беломыцев.

Но это прошлое. Есть ли у этого вида искусства настоящее и будущее, в эфире радио «КП»-Краснодар» рассказал член Союза художников России Вячеслав Евса.

- Знаете, вид монументального искусства был, в принципе, был распространен во многих городах Советского союза, - говорит художник. - Мозаики были в Москве, Ленинграде, в Белоруссии. Краснодарский край был очень мощно представлен мозаичным искусством, потому что у нас был художественный комбинат. Он обеспечивал все потребности по монументальному искусству, в том числе и по мозаикам. И город, соответственно, тоже. Но хотелось бы, конечно, для Краснодара гораздо больше мозаик за всё это время.

- Если раньше, в советское время, мозаика служила, в том числе, и для официальной пропаганды, то сейчас в нашем городе мозаика осталась, наоборот, в духовной сфере. Знаю, что вы работали и работаете над мозаичными иконами. Расскажите, пожалуйста, об этом направлении. Как вы в него пришли и где сегодня жители города могут увидеть ваши работы?

- Очень давно меня пригласили сделать икону в одном монастыре. Я впервые столкнулся с этим духовным монументальным искусством. Там был митрополит Исидор (митрополит Екатеринодарский и Кубанский с 1987 года по 2020 год, прим.ред.), он тогда часто приезжал в этот монастырь. Мы с ним познакомились, ему понравилось, что я делал. Он меня благословил и направил в эту стезю, помимо светского искусства, и в духовное. Мне тогда запомнились его слова: «Красота — это еще один шаг к вере». Всю осень прошлого года я работал в Войсковом соборе Александра Невского, где со стороны апсиды (алтарный объем в церковной архитектуре, прим.ред.) есть достаточно большая мозаичная икона самого Александра Невского. Это один из последних материалов, что я сделал. Мозаика в доступе всегда. В принципе, даже и хорошо, что в город вписалась еще одна мозаика, пусть даже не очень большая.

- Мозаика — достаточно древний вид искусства. Известно, что до совершенства его довели в Древнем Риме. Скажите, пожалуйста, с тех пор как-то изменилась технология? Есть ли какие-то современные веяния и направления в мозаике сегодня?

- Вы правы абсолютно. Это действительно очень древний вид. Если, допустим, брать древних греков, то они выкладывали цветные камешки. Полов у них в смальте не было. Этот материал чуть позже появился. Но в чём новшество? Сейчас появился, новый вид смальты. Он не такой, как в советское время, пример – знаменитые мозаики в городе на университете и на Доме книги. Они вошли во все учебники, во все книги по монументальному искусству. Там другая мозаика была, толстая. Сейчас, слава Богу, появилась мозаика качественная, очень хорошая. И она выплавляется в блинах, там разная толщина. И когда тонкая толщина, то так намного удобнее делать тонкие вещи, как на иконах: лики, мелкие детали, которые в живописи, в иконописи легко изобразить краской, кисточкой. В смальте очень трудно было молотком все это выкалывать. Сейчас есть возможность, пользуясь этими материалами, повысить уровень и качество самой мозаики.

Здание органного зала, которое соединено с мэрией города

Здание органного зала, которое соединено с мэрией города

Фото: Анастасия СТЕПАНОВА. Перейти в Фотобанк КП

- А можно ли как-то оценить, насколько сейчас быстрее и дешевле сделать мозаику, чем в те же 70-е годы?

- Скорее всего, вряд ли. Относительно дешевизны сложно сказать, потому что всё настолько относительно существует того времени. Мозаика всегда была достаточно дорогой, сама смальта всегда дорога, это такое творчество. И она очень, конечно, кропотлива. Нельзя быстро взять что-то сделать, творчески взмахнуть кисточкой, раз и получилось. Нет, там очень кропотливый труд. Эти серые кусочки сначала нужно приготовить, потом из них что-то выложить, чтобы было прилично. Это занимает время, трудоемкая вещь. Но зато на выходе, если получается красиво, то на самом деле это так. Есть ради чего работать.

- Но если раньше главным уличным видом искусства была мозаика, потому что она, как правило, была обращена на улицу, то сейчас это граффити. И если мозаика, что называется на века, то граффити – это приходящее искусство. Оно рано или поздно осыпается. У вас, насколько я знаю, был интересный проект по доработке одного из самых известных краснодарских граффити. Расскажите, пожалуйста, в чем заключается ваша идея?

- Да, вы совершенно правы, у меня есть такая идея. У нас мозаичных панно в городе на самом деле мало. Вот две известные, и, может, еще на ул. Старокубанской, хоть и большая, но малочитаемая. А это самый центр города, и его украсить мозаикой, на мой взгляд, будет самое то. Тем более, что я много лет уже этим занимаюсь. Потому что доступ близкий. Современная смальта позволяет не царапать, не колоть. Если ты проходишь мимо, одежду зацепил, даже рукой потрогал, то все гладко, ровно и красиво. То есть не надо как на Доме книги отходить на 20 метров, тогда оно красиво смотрится, а не когда вблизи всё сливается. Тут можно прямо вплотную подходить и видеть, и она будет очень красиво смотреться. Материал очень благодатный, очень благородный, очень красивый. Мощнее, чем смальта для города, для таких наружных применений, в принципе, ничего нет. Граффити – это хорошие вещи, но они имеют свою специфику. Они недолговечные, материалы краски красивые, но это всё равно ни в какое сравнение с мозаикой не идёт. Если грубо сравнить, то это «Запорожец» и «Мерседес». Хотя, можно талантливо сделать везде.

- А где именно вы видите тот проект, который вы хотели бы воплотить?

- Я его хотел бы воплотить на здании Органного зала (Муниципальный концертный зал, прим.ред.). Там начинали делать граффити. Насколько я понял, оно тоже как-то приближено было к мозаике. Потому что каким-то образом там было типа битого стекла поверх краски. Так мне объяснили. Поэтому, когда я заинтересовался и предложил, что здесь можно сделать панно из мозаики. На самом деле я нашел понимание этого момента, что здесь мозаика действительно бы очень хорошо легла. Потому что это всё-таки центр города, она бы украсила такой большой кусок. Там даже кусочек исторического города есть. И со всех сторон это было бы, на мой взгляд, благо для города.

- То есть вы предлагаете незавершённое граффити на здании Органного зала завершить именно в технике мозаичного панно?

- Это, на мой взгляд, правильно. Потому что всё-таки граффити в лучшем случае живёт 10 лет, а это граффити, хоть и не закончено, уже года четыре прошло, а краска облупливается. Это, к сожалению, безостановочный процесс. Подбирать потом краску, подкрашивать, не совсем то. Смальта – это действительно вечный материал, который практически не выгорает, не обсыпается, ничего с ним не бывает много-много сотен лет. Он этим выгоден. И очень красивый. Граффити могут быть где-то по районам, украшать город тоже нужно. Но в центре все-таки, именно мозаичное панно должно украшать наш город.

- Проект действительно интересный. А как вы считаете, помимо этого варианта, есть ли вообще будущее у мозаики в нашем городе?

- Я считаю, что это искусство необходимо и должно быть. Я сам прилагаю все силы для того, чтобы возродить то, что было. Потому что раньше у нас в крае, в городе меньше, но мозаик было очень много. Все автобусные остановки были в мозаиках, все районные Дома культуры – там до сих пор сохранились. Их было очень много. Но это тот вид искусства, который опять должен вернуться в город, и люди должны это видеть. Потому что, проходя мимо красивого, вызываются хорошие добрые чувства. Добрые чувства формируют какие-то добрые качества в человеке. Это очень важный момент. Тем более в наше непростое нынешнее время, когда идет СВО, когда все очень сложные моменты возникли, когда всё обнажилось. Нам необходимы такие вещи. Пусть это будет небольшой кусок искусства, но он нравственно необходим. Мы должны что-то утверждающее, позитивное показывать людям.

СПРАВКА "КП"

Самые известные и интересные мозаики Краснодара расположены по адресам:

1. Краснодарский Дом книги (ул. Красная, 43);

2. Кубанский государственный университет (ул. Ставропольская, 149);

3. Краснодарский государственный цирк (ул. Рашпилевская, 147);

4. Специальная коррекционная школа-интернат (ул. Мачуги, 80);

5. НЭСК (ул. Старокубанская, 114);

6. Краснодарский государственный институт культуры (ул. улица 40-летия Победы, 3);

7. ДК Всероссийского общества слепых (ул. Московская, 65а);

8. Детский сад № 123 (ул. Зиповская, 9а);

9. Жилой дом на ул. Вишняковой, 53;

10. Дом спорта «Динамо» (ул. Красная, 192).