Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Новости16 января 2009 13:17

Самолет сел в реку Гудзон после столкновения с гусями над Нью-Йорком. Все выжили!

Подобные "приводнения" случались и раньше. В том числе и в бывшем СССР [фото + видео]

Настоящее чудо произошло в Нью-Йорке, где пассажирский самолет авиакомпании US Airways при взлете столкнулся со стаей гусей. Несколько птиц попали внутрь двигателей лайнера "Аэробуса-320" и вывели оба двигателя из строя.

Командир корабля сначала попытался вернуться в аэропорт, но вскоре принял решение сесть на водную поверхность Гудзона – к счастью, ЧП произошло рядом с этой широкой рекой. В такой ситуации, чем река не посадочная полоса!

Тем более, что пилоты проходили обучение на случай экстренной посадки на воду, а в салоне, как и положено, были спасательные плоты и надувные жилеты для пассажиров.

Умница-пилот Чесли Селинбергер ювелирно точно посадил самолет на воды Гудзона избежав столкновения с судами на воде. Командир корабля предупредил пассажиров по громкой связи о том, что им предстоит посадка на реку и попросил надеть жилеты.

Вода даже смягчила посадку, лайнер плавно приводнился на волны реки. И так как корпус самолета герметичен, «Аэробус» остался на поверхности воды. И хотя по словам пассажиров, вода начала просачиваться внутрь салона почти сразу, самолет продержался на воде полтора часа.

Воздушное судно по сути превратилось в гигантский аква-самолет, но только лишенный управления – мощное течение Гудзона пронесло его вниз по реке. Авиакатастрофа произошла в районе 49 улицы Манхеттена, а к окончанию спасательной операции течение унесло «Аэробус» на добрые полсотни улиц вниз по направлению к другой реке Ист-Ривер, впадающей в океан.

На помощь чудом уцелевшему самолету – а его корпус оказался совершенно не поврежден – тут же помчались все речные суда, оказавшиеся в округе. Поэтому когда на место ЧП прибыли катера спасателей, полиции и пожарной охраны часть пассажиров, которые надев спасательные жилеты выбрались на широкие крылья самолета и надувные плоты, к тому моменту уже подняли на свои палубы прогулочные и коммерческие корабли и катера всевозможных размеров.

Спасательная операция транслировалась в прямом телеэфире по всем телеканалам США.

Никто из 150 пассажиров и 5 членов экипажа серьезно не пострадал.

По данным Пожарного управления Нью-Йорка и службы скорой помощи, в больницы были доставлены 78 человек с легкими ранениями или переохлаждением – температура воды в Гудзоне - около 0 градусов Цельсия.

Президент Буш лично выразил пилоту и командиру экипажа Чесли Селинбергеру свое восхищение. Летчика, скорее всего, наградят. И есть за что. Профессиональные пилоты в один голос твердят, что это самый выдающийся случай спасения самолета в истории пассажирской авиации.

Супруга пилота узнала о подвиге мужа последней

Пилотом Чесли Селинбергером сейчас восхищается вся Америка. Ведь именно благодаря ему неминуемая авиакатастрофа превратилась в сплав по реке.

Мэр города Майкл Блумберг не устает нахваливать выдающиеся профессиональные качества летчика, а губернатор штата Дэвид Патерсон называет вечернее ЧП называет настоящим «чудом на Гудзоне».

Как вспоминает один из пассажиров злополучного рейса, неожиданно перед ними появился капитан корабля и спокойным тоном попросил их надеть спасательные жилеты и готовиться к серьезному испытанию. Все последующее время пассажиры провели в молитвах. И то, что при посадке на водную гладь Гудзона и дальнейшем сплаве вниз никто из находящихся на борту не пострадал (за исключением женщины с двумя переломами ног), не иначе как чудом и не назовешь.

Пилот, в одночасье ставший героем мировых хроник, проявил себя и настоящим психологом: на борту лайнера не было ни истерик, ни паник. Покидал Селинбергер тонущее судно, как и следует капитану, последним – после того, как лично удостоверился, что с самолета эвакуированы все пассажиры.

«Он проделал мастерскую работу по посадке лайнера на реку, а затем еще проконтролировал эвакуацию пассажиров, - отмечает Блумберг. – У меня с ним был долгий разговор. Он дважды обошел салон самолета, и, убедившись, что никого здесь больше не осталось, подал нам сигнал».

Супруга летчика обо всем узнала едва ли не последней: новостей женщина не смотрела, и о ЧП ей постфактум рассказал уже сам Чесли. «Он позвонил мне и сказал, что произошел несчастный случай, - рассказала дама в интервью CNN . - Сначала я решила, что речь идет о чем-то незначительном, но, услышав подробности, я задрожала и ринулась забирать наших дочерей из школы».

Среди свидетелей посадки самолета оказалась журналистка агентства The Associated Press , здание которого как раз выходит окнами на Гудзон: «Я еще подумала, почему он так низко летит? А тут вдруг удар, и он уже плывет по реке».

Вода в реке сейчас очень холодная, но переполнявшая пассажиров эйфория от того, что все они спасены, помогла им пережить это ледяное испытание. Меж тем представители авиации США уверенно заявляют, что ничего подобного в мировой истории авиации еще не было, поэтому Чесли Селинбергер, по всей видимости, может смело рассчитывать на награду.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Эксперт по безопасности полетов Виктор ТИМОШКИН:

«Это не чудо, но большая удача»

- Пилот - молодец, сумел грамотно повести себя в критической ситуации. Но есть в его подвиге и элементы удачи - во-первых, хорошая видимость, во-вторых - чистая, без кораблей, акватория. Ну и, конечно, спокойствие и уверенность экипажа.

При выключении двигателей самолет превращается в тяжелый планер. Летчик, когда понял, что двигатели больше не дают тяги, не допустил задирания носа и не дал самолету уйти в штопор и сваливание, грамотно управлял ручкой (на аэробусе нет штурвала, пилоты управляют им с помощью джойстика. - Ред.). Тягу, необходимую для продолжения полета, дал сам вес машины.

Конструкция самолета вполне позволяет ему долгое время держаться на плаву, если, конечно, приводнение прошло успешно. Общий вес машины значительно меньше, чем вытесняемый ей объем воды, поэтому она и плавает достаточно уверенно.

А вообще этот случай - лишнее подтверждение тому, что на долю обычных пилотов часто выпадают такие трудности, с которыми не сталкиваются даже профессиональные испытатели.

Смотрите фотогалерею: Самолет упал в Гудзон

КСТАТИ

"Гудзонское чудо" уже было в Ленинграде

Аналогов «гудзонского чуда» в мире нет, подхватывает вслед за авиацией США зарубежная пресса. На самом деле, похожий инцидент произошел в Советском Союзе еще около полувека назад.

21 августа 1963 года пассажирский лайнер Ту-124 летел из Таллина в Москву, но неожиданная поломка (в самолете заклинило переднюю часть шасси) вынудила пилотов запросить разрешение на посадку в Ленинграде.

К «Пулково» тогда экстренно пригнали пожарную технику и бригады «скорой помощи», а самолет, тем временем, наворачивал над аэродромом круги, вырабатывая топливо. На восьмом круге у «тушки» вдруг заглох двигатель, и пилоты повели лайнер на сквозной пролет. В районе Исаакиевского собора у самолета заглох второй двигатель – приземлиться оставалось лишь на водную гладь Невы.

Стремительно пронесясь над Литейным и Большеохтинским мостом, Ту-124 приземлился возле Финляндского железнодорожного моста. Отсюда тонущее воздушное судно вытянул к берегу проходивший мимо паровой буксир. Никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал.

На следующий день самолет подняли со дна и отправили к Шкиперскому протоку. Впоследствии кабина лайнера еще прослужила в качестве тренажера в Кирсановской авиашколе, а фюзеляж пустили на металлолом.

Что касается членов экипажа, то никаких хвалебных од и почестей они в тот момент не получили: шесть из них тогда задержали, а капитана Виктора Мостового еще уволили со службы. Уже потом отважного летчика наградили орденом Красной Звезды, капитана парового буксира Поршина – Почетной грамотой и часами, а остальных членов экипажа самолета— медалями.

И еще два лайнера в СССР сели на воду успешно...

В бывшем СССР, кроме питерской истории, были еще два случая посадки на воду.

Летом 1972 года в акватории Московского моря (оно же- Иваньковское водохранилище) в верховьях Волги испытатели проверяли пункт инструкции о том, что при переходе самолета на аварийное электропитание есть запас времени в 37 минут.

Экипаж отключил генераторы, но забыл (хоть и состоял из опытных летчиков), что при этом топливо не подается автоматически - закачивать его надо вручную, помпой.

Оставшись без топлива, оба двигателя заглохли. Пришлось летчикам сажать самолет на воду. Из-за герметичной конструкции Ту-134 остался на плаву. Самолет вытащили, но к полетам он был больше непригоден. Свои дни он дожил, работая тренажером у пожарных.

Второй случай произошел в 1976 году с Як-40 под Киевом. Бортмеханик перевел ручки управления двигателями в положение "СТОП".

Видимо, это произошло случайно - наверняка он хотел дать малый газ, но не рассчитал. После этой истории на всех самолетах была установлена специальная блокирующая планка, не позволяющая переводить двигатели в режим остановки во время полета.

А лайнер, который пришлось сажать прямо в болото, летает до сих пор!

А ВОТ ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ

Похожий на "гудзонский" случай произошел 23 ноября 1996-го года с "Боингом"-767 "Эфиопских Авиалиний". Только закончился он трагически.

Лайнер вылетел из Аддис-Абебы (Эфиопия) в Абиджан (Кот-д'Ивуар). В полете "Боинг" захватили три террориста. Они потребовали лететь в Австралию. Пилоты подчинились, но, когда самолет пролетал в районе Коморских островов, топливо закончилось.

Экипаж принял решение садиться на воду - примерно в 500 метрах от пляжа. К сожалению, пилоту не удалось выправить крен, и "Боинг" зацепил волну левым крылом.

Из-за этого самолет перевернулся. На борту были 175 человек, 125 из них погибли. Многие - от столкновения, но были и такие, кто погиб, слишком рано надув спасательный жилет - выбраться в нем из тонущего лайнера было практически невозможно.

А туристы, которые были на пляже, успели снять момент катастрофы на видео.